Уникальность такого композитного материала заключается в том, что коэффициент расширения при изменении температуры окружающей среды и у бетонной смеси, и у стальных конструкций одинаковый. Именно поэтому железобетон так и называется, ведь внутри бетонного блока находится стальной каркас. Поэтому основной задачей при размещении арматурных конструкций в опалубке, куда будет заливаться бетон, является обеспечение надлежащего сцепления элементов арматурной обоймы.
Соединение арматуры методом вязки: плюсы и минусы
Каковы преимущества этого метода?
- Вязка проволокой — быстрый процесс, он прост и не требует никаких навыков. Однако если делать это вручную, то процесс замедляется.
- Устранить дефекты легко. При работе со сваркой устранить ошибки будет сложнее. Вам придется взять шлифовальную машинку и разрезать сварной шов. Проволоку достаточно перекусить кусачками или размотать крючком.
- Чтобы вязать арматуру, не нужно быть профессионалом.
- Армирования можно выполнить в опалубке.
- Работа стоит намного дешевле.
Недостатки метода:
Рама может быть не такой устойчивой, как хотелось бы некоторым, однако это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку он начинает шататься. Чтобы решить эту проблему с помощью стеклопластиковой арматуры, необходимо связать несколько раскосов, чтобы сделать конструкцию более жесткой и устойчивой.
При провисании арматуры напряжение в местах вязания меняется, что приводит к смещению каркаса. Поэтому нужно быть осторожным при установке его в опалубку. Арматуру лучше вязать в опалубке или над ней, если вы армируете ленточный фундамент.
Инструменты и материалы
Прежде чем приступить к вязке арматуры, необходимо правильно подобрать все необходимые материалы и инструменты. Арматурный каркас состоит из прутьев, собранных в единую конструкцию. Прутки могут быть изготовлены из различных материалов и различаться по профилю. Как правило, сетка состоит из горизонтальных стержней (рабочая арматура) и вертикальных или поперечных хомутов.
Существует несколько причин, по которым стальные прутки чаще всего выбирают вместо других материалов. Во-первых, сталь делится на 6 классов прочности. Это облегчает поиск подходящего типа стали для конкретного проекта. Кроме того, сталь можно гнуть и сваривать, что придает ей большую универсальность. Также иногда используются композитные стержни, изготовленные из таких материалов, как арамидные, стеклянные, базальтовые или углеродные волокна.
Имеются существенные недостатки, такие как негибкость и невозможность сварки. Однако у него есть и преимущества, такие как устойчивость к коррозии, малый вес и низкая стоимость.
Существует два типа арматуры, которая может использоваться — гладкая или периодического профиля. Первый тип чаще всего используется для создания перемычек с целью соединения. Рельефная поверхность второго типа обеспечивает хорошее сцепление арматуры с бетоном, что делает ее идеальной для использования в поясах.
Размер сечения для армирующего профиля следует выбирать в зависимости от типа конструкции. Для небольших зданий, используемых в хозяйственных целях, обычно используется сечение от 10 до 14 миллиметров, в то время как для жилых зданий сечение обычно составляет 12–18 миллиметров.
Горизонтальные стержни в любом арматурном каркасе должны укладываться с нахлестом, а затем соединяться с вертикальными сегментами. На один армирующий пояс может потребоваться от двух до четырех прутков, в зависимости от глубины фундамента. Расстояние между слоями горизонтальных прутьев должно составлять 0,3 метра.
Поперечные хомуты необходимы для соединения и поддержки верхнего и нижнего уровней. Они располагаются с интервалом 0,4–0,9 метра. Поскольку нагрузка на них небольшая, можно использовать профиль с сечением от 6 до 12 миллиметров.
Каркас должен быть помещен в бетон так, чтобы он не подвергался коррозии. Поместите раму на расстоянии 4–5 сантиметров от дна траншеи. Вы можете использовать специальные подпорки, обломки кирпичей, мелкие камни, чтобы удержать раму на месте. Арматура должна быть размещена на расстоянии 6–8 см от опалубки.
Существуют определенные требования гост и снип к проволоке, которая необходима для армирования, что в свою очередь влияет на качество и долговечность каркаса. Материалом для вязания каркаса может быть как алюминий, так и медь.
- Если диаметр арматурных стержней меньше 1,2 сантиметра, следует использовать сечение 1,2 миллиметра.
- Толщина стержня должна составлять 1,6 миллиметра, если диаметр колеблется от 1,6 до 1,8 сантиметра.
- Для арматуры диаметром более 1,8 сантиметра используется проволока диаметром 2 миллиметра, а также двойная проволока.
Опытные строители рекомендуют использовать проволоку наименьшего диаметра (1,2 мм), так как ее можно просто вязать крючком. Однако, если вы выберете сечение в один миллиметр, вы можете получить слишком слабый узел. В этом случае рекомендуется удвоить проволоку. Что касается проволоки диаметром 2 миллиметра и более, то это может усложнить работу.
Специалисты рекомендуют использовать специальные инструменты для создания более надежного каркаса. Без этих инструментов создание прочного фундамента может оказаться невозможным. Чаще всего для вязки арматурной сетки мастера используют специальный крючок, плоскогубцы или пассатижи, отвертку, вязальную машину (пистолет).
Способы
Лучший способ вязания арматуры — ручной, однако у использования различных инструментов есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрите каждый вариант, прежде чем знакомиться с той или иной технологией.
Ручной
Этот метод предполагает использование вязального крючка, который напоминает изогнутый гвоздь с ручкой вместо шляпки. Он может быть сделан из дерева или пластика, эффективен, но не слишком ускоряет работу. Процесс вязания своими руками замедляют длинные хвостики проволоки, которые остаются после крючка.
Даже если у вас нет опыта, вы все равно сможете использовать это устройство. Это не займет много времени, чтобы научиться вязать крючком. Однако имейте в виду, что связанная вручную арматура может оказаться недостаточно прочной. Эту проблему можно решить, если вязать каркас прямо на опалубке, чтобы он не расшатывался при транспортировке.
Хомуты из пластика
Этот способ завязывания не требует предварительной подготовки. Однако вам придется потратить немного денег на пластиковые зажимы. Они могут стоить дороже, чем проволока. А также имейте в виду, что если крепление было сделано неправильно, вы не сможете его исправить. Арматурный каркас, собранный на зажимах, нельзя передвигать.
Стоит отметить, что этот способ соединения совершенно не переносит отрицательных температур. Однако хомуты могут значительно ускорить работу. Если материал качественный, он должен надежно фиксировать арматуру.
Клещи
Этот инструмент можно использовать как для вязки арматуры, так и для удаления излишков проволоки, когда узел готов. Скорость работы клещами сравнима со скоростью работы специального крючка, что делает этот способ работы более эффективным. Стоит также отметить значительную экономию материала для вязания, поскольку его можно использовать в виде целого мотка, а не разрезать на части заранее. Вязание щипцами позволяет не делать петель, а работать с одной проволокой.
Шуруповёрт с крючком
Модернизированный шуруповёрт может ускорить процесс. Для его изготовления вам понадобится только самодельный крючок. Для этой цели подойдет шиферный гвоздь. Просто зажмите его в шуруповерте, и он готов к работе.
Принцип его работы не сильно отличается от предыдущего. Главное отличие в том, что процесс происходит гораздо быстрее. А если шуруповерт имеет регулятор скорости, то он настраивается таким образом, чтобы при максимальном натяжении проволоки она не ломалась.
Специальный пистолет для вязки
Этот инструмент идеально подходит для того, чтобы быстро и легко связать арматуру между собой. Это самый удобный способ сборки металлического каркаса, хотя и недешевый, с минимальной стоимостью 30 тысяч рублей.
Он похож на обычную дрель. В нее вставляется моток проволоки для вязки. Вы просто направляете пистолет на место соединения и нажимаете на курок; вязка будет выполнена за считанные секунды. Это не только самый простой способ связывания арматуры, но и самый доступный.
На заметку! Человеку, который не очень опытен в завязывании узлов, требуется 9 секунд, чтобы завязать 1 узел с помощью крючка. Однако если они используют автоматический крючок, то это займет всего 7 секунд. Но самый быстрый способ завязывания узлов — это использование пистолета, где на один узел уходит всего 1–2 секунды.
Недостатки метода:
Есть места, где армирование невозможно выполнить автоматически, поэтому его приходится делать вручную. Это более затратно. При армировании нельзя развязать узел с помощью крючка. Вы также не сможете связать арматуру большого диаметра.
Вязка обычным крючком
После того как вы приготовили самодельный крюк или отправились в хозяйственный магазин, чтобы купить готовый, пора приступать к работе. Сначала, однако, вам следует потренироваться использовать его на других кусках арматуры, чтобы вы полностью поняли, как он работает.
Вам понадобятся следующие материалы: кусок вязальной проволоки длиной не менее 200 мм, крючок и кусачки. Для начала сложите вязальную проволоку пополам. Затем возьмите два конца и оберните их друг вокруг друга в месте соединения, чтобы получилась петля. Затем вставьте крючок в петлю. После этого аккуратно протяните свободные концы вязальной проволоки через петлю, образованную крючком. В завершение поверните крючок по часовой стрелке до получения надежного соединения. Обычно достаточно нескольких (до 3–4) оборотов. Избегайте слишком сильного скручивания проволоки — она может сломаться. Наконец, загните лишние части концов проволоки и отрежьте лишнюю длину кусачками или другим подходящим инструментом.
Существует несколько других способов вязания застежек крючком, но приведенный выше способ является самым надежным. Рекомендуется придерживаться этого метода.
Еще хороший способ получить хорошие результаты:
Исполнитель должен сложить отрезок проволоки пополам и подвести сложенную проволоку под арматуру в месте соединения. Затем нужно взять крючок для вязания петель и перегнуть крючок, оставив свободный «хвостик». Наконец, нужно скрутить получившуюся петлю.
Вязка полуавтоматическим крючком
Полуавтомат, или крючок с реверсом и винтом, является более удобной для пользователя версией вышеупомянутого приспособления.
Длина реверсивного крючка 32 см и особенности конструкции позволяют качественно скручивать проволоку одним затягиванием. Мягкая резиновая ручка делает работу с инструментом более комфортной и безопасной, исключая возможность появления мозолей на руках.
Чтобы использовать этот тип крючка, выполните следующие действия: обведите арматурные прутья проволокой в месте соединения (используйте тот же метод, что и для обычного крючка, вся необходимая информация приведена выше); вставьте крючок в петлю; потяните ручку инструмента на себя.
После выполнения этих действий устройство, похожее на юлу, быстро затягивает проволоку, создавая надежный, прочный и аккуратный узел. Этот процесс во много раз сокращает время и трудозатраты, необходимые для выполнения работы.
Инструмент идеально подходит как для профессионального, так и для личного использования. Реверсивный крюк не требует специального ухода — достаточно периодически смазывать маслом рабочие элементы.
Узлы и скрутки
Наиболее часто используемый вариант узла — самый простой. Схема вязания для этого варианта выглядит следующим образом.
- Для соединения стержней между собой следует использовать проволоку длиной 15 сантиметров.
- Сначала нужно согнуть его пополам, а затем сделать крючок.
- Проволока должна быть вставлена под арматурные прутья, которые необходимо связать.
- После этого нужно взять крючок и просунуть его через петлю, чтобы зацепить свободный край вязальной проволоки.
- Сделав поворот с помощью проволоки, нужно удерживать ее.
- После того как крючок будет полностью вставлен, потяните за ручку и крутите до тех пор, пока проволока не отщелкнется.
Если вы хотите сделать мертвый узел, можно использовать аналогичный метод, но с проволокой длиной 20 сантиметров и сделав несколько витков вместо одного. Опытные арматурщики говорят, что для того, чтобы арматура надежно держалась в углу зажима, нужно плотно прижать проволоку и к арматуре, и к зажиму. Кроме того, обратите внимание, что хомут не должен быть свободным; если это так, вам нужно будет сделать дополнительный простой узел.
При армировании сложных элементов следует использовать «мертвый» узел в сочетании с несколькими простыми узлами.
Нюансы вязки в разных случаях
Если вы хотите правильно вязать арматуру, необходимо заранее рассчитать все параметры с учетом будущей нагрузки. Для разных типов фундаментов существуют разные правила вязки арматуры. Например, в столбчатом фундаменте арматура должна быть уложена внутри столбов до заливки фундамента.
В этом случае каркас представляет собой обвязку с 4 или 6 стержнями. Сваи представляют собой вертикальные прутья в виде арматуры с сечением 12 мм. Поперечные прутья более тонкие и гладкие. Под небольшой деревянный дом со свайным фундаментом не обязательно использовать арматурный каркас, сваренный из вертикальных прутьев и обручей (похожий на бочку). Такой вариант вязки получается весьма ненадежным.
Для монолитной плиты
Монолитный фундамент — это очень распространенный тип фундамента, который требует армирования в виде сетки. Это делает бетон более прочным и позволяет ему выдерживать больший вес.
Для усиления монолитного перекрытия необходимо выполнить следующие действия:
- Нижние арматурные прутья следует укладывать крестообразно. Главное правило здесь — соблюдать размер ячеек 30 на 30 сантиметров. Превышение этого размера приведет к снижению прочности плиты.
- Для соединения прутьев используются стальная проволока и стандартные узлы. Можно воспользоваться специальными инструментами, упрощающими задачу.
- Арматура на нижнем уровне монолитной плиты может быть сформирована в форме буквы «П» таким образом, чтобы она достигала верхнего уровня фундамента.
- На верхнем уровне перекрытия арматурные стержни также должны быть уложены друг на друга и соединены стальной проволокой или пластиковыми хомутами.
- Арматурную конструкцию монолитного фундамента следует держать на расстоянии не менее 4 сантиметров от земли с помощью специальных подставок, которые можно найти в строительных магазинах.
- Верхний уровень арматуры в перекрытии должен быть установлен на специальных подставках из прутьев, согнутых в форме зигзага. Они остаются выступающими из основной конструкции даже после заливки бетона.
Для ленточного фундамента
Ленточный фундамент — это практичная и менее затратная альтернатива монолитной заливке. Однако этот тип фундамента несет большую нагрузку от конструкции, поэтому важно, чтобы арматурный каркас был правильным и надежным.
Арматурные стержни в ленточном фундаменте укладываются по следующей схеме:
- Если ширина фундамента составляет 50 сантиметров, укладывают четыре прута: два у основания и два сверху.
- Для усиления фундамента шириной более полуметра используется система из 6 стержней. В этом случае стержень следует укладывать между двумя основными. Также необходимо уложить гнутые прутья в углах так, чтобы их концы выступали на 0,4 метра и более. Что касается узлов, соединяющих арматуру, то желательно выдерживать между ними расстояние, не превышающее 60 диаметров стержня.
Например, при использовании арматуры диаметром 12 миллиметров обвязку следует выполнять с интервалом 72 сантиметра или реже.
Для ленточного фундамента арматуру следует связывать по типу «клетка». В этом случае ряды следует фиксировать проволокой под углом 90 градусов.
Вязальная схема будет выглядеть так:
- Для прутков сечением 8 миллиметров и более вам потребуется отрезать проволоку длиной 0,25 метра.
- После этого проволоку нужно согнуть пополам и подложить под место контакта стержней. Она должна быть расположена по диагонали.
- Затем возьмите петлю (место, где проволока согнута) и положите другой конец проволоки на пересечение стержней, чтобы он зацепился.
- Чтобы создать скрутку, поверните крючок вокруг конца проволоки 3–4 раза.
- После этого необходимо снять крючок, а концы проволоки загнуть внутрь конструкции.
Приветствую всех, кто интересуется фундаментом и всем, что с ним связано! Меня зовут Игорь Титенок, и я являюсь экспертом в области фундаментных работ с многолетним опытом.
Мой блог о фундаменте посвящен всему, что нужно знать для правильного выбора и установки фундамента под любое строение. Я рассказываю о том, как выбрать правильный тип фундамента, какие материалы использовать и какие факторы необходимо учитывать при проектировании и строительстве.
В моих статьях я также демонстрирую лучшие практики и делюсь своим опытом работы в этой области. Я верю, что фундамент – это основа любого строения, и правильный выбор фундамента является одним из наиболее важных шагов в строительстве.
Я надеюсь, что мой блог будет полезным для всех, кто работает в сфере строительства и проектирования. Если у вас есть вопросы, предложения или комментарии, пожалуйста, не стесняйтесь связаться со мной. Буду рад общению и готов поделиться своим опытом и знаниями!